ПОЛЬСКАЯ АВТОКЕФАЛЬНАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
Том LVII, С. 273-279
опубликовано: 19 августа 2024г.

ПОЛЬСКАЯ АВТОКЕФАЛЬНАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Содержание

Кафедральный собор во имя равноап. Марии Магдалины в Варшаве. 1867–1869 гг. Архит. Н. А. Сычёв. Фотография. 1904 г.Кафедральный собор во имя равноап. Марии Магдалины в Варшаве. 1867–1869 гг. Архит. Н. А. Сычёв. Фотография. 1904 г. (ПАПЦ) [польск. Polski Autokefaliczny Kościoł Prawosławny], Поместная Православная Церковь, занимает 13-е место в диптихе Поместных Православных Церквей. ПАПЦ объединяет правосл. приходы и мон-ри на территории Польши, имеет приходы в Бельгии, Бразилии и Португалии. Кафедра находится в Варшаве, кафедральный собор - во имя равноап. Марии Магдалины в Варшаве. Предстоятель - митр. Варшавский и всея Польши Савва (Грыцуняк), на кафедре с 31 мая 1998 г.

В ПАПЦ входят 7 епархий, 253 прихода, ок. 410 храмов, служат 12 епископов, 473 священнослужителя, ок. 100 монашествующих. Примерная численность правосл. верующих - ок. 600 тыс. чел. (большинство православных в Польше составляют украинцы и лемки, вторыми по численности являются поляки, третьими - белорусы). Варшавско-Бельской епархией управляет митр. Савва, Белостокско-Гданьской епархией - архиеп. Иаков (Костючук), Вроцлавско-Щецинской епархией - архиеп. Георгий (Панковский), Лодзинско-Познанской епархией - еп. Афанасий (Нос), Люблинской и Хелмской епархией - архиеп. Авель (Поплавский), Пшемысльской и Горлицкой епархией - архиеп. Паисий (Мартынюк), епархией Рио-де-Жанейро и Олинда - архиеп. Хризостом (Фрейри). Отдельную епархию составляет ординариат Войска Польского с 6 приходами, к-рым управляет архиеп. Вроцлавско-Щецинский Георгий. При Варшавском митрополите состоят 3 викария - архиеп. Бельский Георгий (Харкевич), еп. Хайнувский Павел (Токаюк) и еп. Семятычский Варсонофий (Дорошкевич), при архиепископе Белостокско-Гданьском - викарный еп. Супрасльский Андрей (Борковский), при архиепископе Рио-де-Жанейро и Олинда - викарный еп. Рисифи Амвросий (ди Алмейда Кубас). Действуют 6 муж. мон-рей и скит - Супрасльский в честь Благовещения Пресвятой Богородицы монастырь, Яблочинский во имя преподобного Онуфрия Великого мужской монастырь, вмч. Димитрия Солунского (с. Саки, Варшавско-Бельская епархия; основан в 2001), прп. Серафима Саровского (с. Костомлоты, Люблинско-Хелмская епархия; основан в 2003), Покрова Пресв. Богородицы (с. Высова-Здруй, Пшемысльская и Горлицкая епархия; основан в 2008), свт. Николая Чудотворца (г. Жуан-Песоа, Бразилия), скит во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских (с. Одрынки, Варшавско-Бельская епархия; основан в 2008); 6 женских и скит - Марфо-Мариинский (см. ст. Грабарка), Рождества Пресв. Богородицы (с. Зверки, Белостокско-Гданьская епархия; основан в 1993), Покрова Пресв. Богородицы (с. Турковице, Люблинско-Хелмская епархия; основан в нач. ХХ в., впосл. закрылся, возобновлен в 2008), вмц. Екатерины (с. Залешаны, Варшавско-Бельская епархия; основан в 2007), Успения Пресв. Богородицы (с. Войново, Белостокско-Гданьская епархия; основан в 20-х гг. ХХ в., возобновлен в 2010), Успения Пресв. Богородицы (г. Рио-де-Жанейро), скит во имя свт. Николая Чудотворца (г. Голешув).

Основание ПАПЦ и провозглашение ее автокефалии Константинопольской Патриархией

Появление вост. христианства на польск. землях исследователи относят к кон. IX в. и связывают с влиянием миссии равноапостольных Кирилла и Мефодия в Вел. Моравии. Впосл. на территории Польши и Речи Посполитой действовали епархии, подчинявшиеся Киевской митрополии (см. в ст. Киевская епархия; о Православии на польск. землях см. в статьях: Польша, Галицкая епархия, Литовское великое княжество). В нач. ХХ в. большинство населения Царства Польского, принадлежавшее к польск. нации, являлось католическим, а Православие исповедовали в основном украинцы, белорусы и русские, составлявшие 2-ю по численности религ. группу. На территории царства действовали епархии Варшавско-Вислинская, Холмско-Люблинская, Волынская, Литовско-Виленская и Гродненско-Брестская Русской Православной Церкви. После эвакуации в 1914-1915 гг., во время первой мировой войны, большей части правосл. населения (прежде всего из Привислинского края и северо-западных областей) вместе с духовенством и епископатом вглубь России (на территории страны осталось не более 10 священнослужителей) приходская структура епархий оказалась полностью разрушена. Глава польск. правосл. иерархии архиеп. Варшавский и Привислинский Николай (Зиоров) в 1915 г. скончался в Петрограде. После первой мировой войны в независимом Польском гос-ве Православие стало восприниматься как реликт российского империализма, что усилило этническо-конфессиональную обособленность правосл. граждан. 16 дек. 1918 г. глава Польского государства Ю. Пилсудский издал указ, согласно к-рому вся собственность правосл. Церкви на территории Польши передавалась гос-ву, для открытия храма отныне требовалось разрешение властей. Вскоре начался процесс т. н. ревиндикации правосл. храмов, предполагавший возвращение некогда принадлежавших Римско-католической или Греко-католической Церквам зданий их изначальному владельцу, но затронувший и объекты, построенные православными. Нек-рые храмы, как якобы не имевшие художественной ценности, подлежали сносу. В 1919 г. городской магистрат поднял вопрос о разборе величественного Александра Невского собора в Варшаве как символа «польской неволи», в сер. 20-х гг. ХХ в. этот храм был взорван. В 1921 г. разобрали собор равноапостольных Кирилла и Мефодия в г. Хелм (возведен в 1884). В процессе ревиндикации выделяются неск. этапов: 1918-1924, 1929-1934 и 1937-1939 гг. Согласно офиц. статистике, только в 1919-1920 гг. ок. 400 правосл. церквей подверглись ревиндикации. В февр. 1925 г. власти Польши заключили конкордат с Ватиканом, обеспечивший приоритетное положение в стране католич. Церкви и уравнявший с ней в правах Украинскую греко-католическую Церковь.

После окончания войны началось возвращение в Польшу из эвакуации правосл. населения, духовенства и епископата. В 1918 г. вернулся еп. Белостокский Владимир (Тихоницкий), взявший на себя управление Гродненской и Хелмской епархиями. В 1919 г. в Польшу прибыли еп. Виленский Пантелеимон (Рожновский), к-рого в сент. 1921 г. патриарх Московский Тихон (Беллавин) назначил епископом Пинским и Новогрудским, и еп. Кременецкий Дионисий (Валединский). После взятия польск. войсками г. Вильно (1919) на территории Польши оказался и еп. Ковенский Елевферий (Богоявленский). 17 апр. 1921 г. по благословению патриарха Московского Тихона епископы Владимир и Елевферий в Вильно хиротонисали во епископа Бельского архим. Сергия (Королёва), назначенного временно управляющим Хелмской епархией. Но польск. власти не признали эту хиротонию, поэтому еп. Сергий был вынужден жить в Яблочинском мон-ре.

Согласно данным переписи 1921 г., в Польше православные составляли ок. 10,5% населения, православных было в Полесском воеводстве - 79,2%, на Волыни - 74,2%, в Новогрудке - 51,1%, в Белостоке - 15,1%, в Виленском уезде - 26,9%, в др. воеводствах доля православных не превышала 1%. Из них не более 10% были поляками, остальные - русскими, белорусами и украинцами. В 1922 г. в Польше действовали 122 правосл. деканата, 982 прихода с 312 филиалами (это только приходы, официально зарегистрированные, неофициальных насчитывалось в 2 раза больше), в них служили 1340 священников и 1319 церковнослужителей.

В июле 1920 г. Турцию посетил представитель польск. правительства для выяснения возможности подчинения правосл. поляков К-польскому патриарху. Греч. иерархи были готовы к положительному решению этого вопроса, но пребывавший в тот период в Стамбуле архиеп. Анастасий (Грибановский) напомнил, что польск. архиереи находятся в подчинении у Московского патриарха (Кострюков. 2010. С. 19).

В Польше для управления правосл. верующими был создан Церковный совет, предложивший провести в авг. 1921 г. съезд представителей правосл. приходов. Но еще в июне того же года министр исповеданий М. Ратай предложил еп. Дионисию подготовить проект организации Высшего Управления Православной Церкви в Польше. Поэтому владыка выступил против проведения съезда и запретил представителям своей епархии в нем участвовать. 1 июля 1921 г. власти признали права еп. Дионисия в Волынской епархии и позволили восстановить работу Духовных семинарий в г. Кременце и Вильно. После прибытия в авг. 1921 г. по приглашению властей в Польшу архиеп. Минский Георгий (Ярошевский) вместе с епископами Дионисием и Пантелеимоном посетил министра Ратая, к-рый сообщил им, что власти страны одобрят существование только автокефальной Православной Церкви. Иерархи согласились с ним при условии, что провозглашение автокефалии благословит РПЦ.

Патриарх Московский Тихон указом от 28 сент. (11 окт.) 1921 г. из-за отсутствия возможности митр. Варшавскому и Привислинскому Серафиму (Чичагову) вернуться в Варшаву поручил архиеп. Георгию временное управление Варшавской епархией и назначил его патриаршим экзархом в Польше. Т. о., Варшавская митрополия получила автономию. В янв. 1922 г. по просьбе польск. властей патриарх возвел архиеп. Георгия в сан митрополита. На совете польск. епископов, состоявшемся 24-30 янв. 1922 г. в Варшаве по инициативе митр. Георгия, был рассмотрен предложенный властями проект «Временного положения об отношении Правительства Польского и Православной Церкви в Польше». Но епископы Владимир и Пантелеимон отвергли проект как ущемлявший права православных и ставивший Церковь в зависимость от гос-ва. На совет не был допущен еп. Елевферий под предлогом, что Литва в этот период не входила в состав Польши. Несмотря на отсутствие согласия епископов, «Временное положение...» 23 февр. 1922 г. утвердил министр религ. конфессий и просвещения А. Пониковский. Этот документ регулировал вопросы правового положения Православной Церкви, компетенций митрополита, архиереев, церковных учреждений и советов различных уровней, богослужебного языка, территориального деления епархий, размера зарплат священнослужителей, уровень образования духовенства и проч. Выступившие против принятия «Временного положения...» иерархи вскоре подверглись гонениям: еп. Сергий был выслан в Чехословакию, еп. Пантелеимон помещен под арест в Милецкий во имя святителя Николая Чудотворца мужской монастырь. Для восполнения числа иерархов активный сторонник получения автокефалии ректор Кременецкой семинарии прот. Александр Громадский в том же году был пострижен в монашество и хиротонисан во епископа (см. Алексий (Громадский), митр.).

Весной того же года по итогам обсуждения представителей польск. правительства положения Церкви в Польше в Московской Патриархии был разработан «Проект положения об управлении Православной Церковью в Польском государстве», к-рый был передан митр. Георгию, но польск. власти его не утвердили, потому что он не предполагал провозглашение церковной автокефалии.

После ареста в мае 1922 г. патриарха Тихона 30 мая того же года митр. Георгий созвал Архиерейский Собор и представил проект получения Православной Церковью в Польше автокефалии, к-рый поддержал только еп. Дионисий. Но согласно «Временному положению...» для принятия соборного решения требовалось согласие как минимум митрополита и 2 епископов, поэтому для достижения кворума митр. Георгий пригласил в Польшу архим. Александра (Иноземцева), 4 июня хиротонисал его во епископа Люблинского и назначил своим викарием. 14 июня митр. Георгий созвал новый собор в Варшаве, на к-рый прибыли все епископы, признанные властями. Собор провозгласил автокефалию Польской Православной Церкви и заявил о начале переговоров с К-польским патриархом о ее подтверждении. Епископы Елевферий и Владимир объявили все решения Собора неканоническими по причине отсутствия благословения патриарха Московского. 6 сент. 1922 г. соборным решением еп. Елевферий был снят с кафедры и помещен в мон-рь католич. конгрегации камальдолов под Краковом. 12 окт. от кафедры был отстранен и еп. Владимир, в янв. 1923 г. он был арестован и направлен в Святой Троицы женский монастырь в с. Дермань. В защиту этих иерархов выступил Синод Русской Зарубежной Церкви, но в ответ митр. Георгий прекратил с Зарубежной Церковью общение. В этот период польск. епархии были разделены на 5: Варшавскую, Виленскую, Волынскую, Гродненскую и Полесскую (г. Пинск).

Желание властей получить автокефалию для Православной Церкви в Польше вызвало дискуссии среди духовенства и верующих и привело к убийству митр. Георгия, к-рое 8 февр. 1923 г. совершил противник автокефалии, бывш. ректор Хелмской Духовной семинарии архим. Смарагд (Латышенко). Обязанности Варшавского митрополита принял на себя возведенный ранее в сан архиепископа Дионисий (Валединский). По причине отсутствия контактов с Московским патриархом польск. власти попросили патриарха К-польского Мелетия IV (Метаксакиса, 1921-1923) признать избрание архиеп. Дионисия, что последовало 13 марта 1923 г. и было воспринято в Польше как признание К-полем и автономии ПАПЦ в юрисдикции К-польского Патриархата. 18 нояб. 1923 г. митр. Дионисий уведомил патриарха Тихона о том, что воспринял «достоинство митрополита Варшавского и Волынского и всея Польши, с согласия Правительства Республики Польской и по утверждении и благословении Святейшего Мелетия IV, Патриарха Константинопольского и Вселенского», и просил «благословить самостоятельное существование Православной Церкви в Польском государстве» (Акты свт. Тихона. С. 320). В ответном послании 6 июня 1924 г. патриарх Тихон выразил сомнение в правомочности подобного акта (Там же). Ранее патриарх заявлял, что «автокефалия дается отдельным народам. Если бы поляки были православными и просили бы для себя автокефалию, то, конечно, получили бы, но порабощенным меньшинствам белорусов, русских и украинцев автокефалии дать нельзя» (О Польской Православной Церкви // Церк. ведомости. Сремски Карловци, 1923. № 9/10. С. 11). 12 апр. 1924 г. Православная Церковь в Польше перешла на григорианский церковный календарь. Это вызвало протесты в правосл. среде, поэтому в авг. того же года в отдельных храмах по просьбам верующих разрешили оставить старый стиль.

Не получив одобрения автокефалии со стороны РПЦ, митр. Дионисий обратился с этой просьбой к К-польскому патриарху Григорию VII (1923-1924). 11 нояб. 1924 г. Синод К-польской Патриархии утвердил, а 13 нояб. патриарх Григорий VII подписал томос о признании автокефалии Православной Церкви в Польском гос-ве (Βαβούσκος Α., Γρηγόριος Λ. ᾿Οι θεσμοί του αυτοκεφάλου και του αυτονομου καθεστώτος στην Ορθόδοξη Εκκλησιά: (Μελέτες Πηγες). Θεσ., 2014. Σ. 193-196). В благодарность за издание томоса 24 нояб. власти Польши перевели в Стамбул 12 тыс. фунтов стерлингов на счет К-польской Патриархии. Но через неск. дней патриарх Григорий скончался, а новый патриарх К-польский Константин VI был изгнан из Стамбула тур. властями. Поэтому вручение томоса польск. иерархам было отложено. В июле 1925 г. патриарх К-польский Василий III уведомил митр. Дионисия о направлении церковной делегации для вручения томоса.

Период между подписанием К-польским патриархом томоса и его вручением польск. стороне митр. Дионисий пытался использовать для изменения правового статуса Православной Церкви в Польше и издания нового закона взамен «Временного положения...». Но утвержденный 5 июня 1925 г. польск. иерархами проект «Устава внутренней канонической системы Польской автокефальной святой Православной Церкви» не получил одобрения правительства. В силу этих причин владыка Дионисий отказывался участвовать в акте провозглашения автокефалии до тех пор, пока не получил обещание со стороны правительства урегулировать правовое положение Церкви. 17 сент. 1925 г. в варшавском соборе равноап. Марии Магдалины он принял томос из рук главы делегации К-польского Патриархата митр. Халкидонского Иоакима (Георгиадиса; † 1927). В том же году Православная Церковь в Польше стала официально именоваться «Польской автокефальной Православной Церковью».

Заявление патриарха Тихона от 6 апр. 1925 г. о неканоничности автокефалии ПАПЦ (Акты свт. Тихона. С. 359-361) осталось без ответа. 30 марта 1925 г. патриарх Тихон издал указ о передаче духовного попечения о членах Православной Русской Церкви в Польше, сохранивших верность Московскому Патриаршему престолу, еп. Гомельскому Тихону (Шарапову). Деятельность еп. Тихона вызвала недовольство властей, 16 мая он был арестован, а затем выслан в Москву (Слесарев. 2015). Архиереи Русской Зарубежной Церкви в первые годы воздерживались от сослужения с польск. иерархами, но в 1927 г., после разрыва отношений с митр. Сергием (Страгородским), согласились на сохранение с ними молитвенного общения, предоставив при этом решение вопроса о признании ПАПЦ Матери-Церкви (Кострюков. 2010).

Несмотря на обещания властей, провозглашение автокефалии не способствовало улучшению положения Православной Церкви в Польше и изменению регулировавших ее деятельность законов. В янв. 1927 г. митр. Дионисий объявил о созыве собора представителей духовенства и мирян для утверждения устава ПАПЦ. 26 марта 1927 г. собор, состоявшийся в Почаевской в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской лавре, выпустил меморандум с требованием отменить «Временное положение...», но результатов не последовало. В нач. янв. 1930 г. очередной собор иерархов, представителей духовенства и верующих уполномочил митр. Дионисия на переговоры с Президентом Польши И. Мосцицким, во время к-рых 10 янв. была достигнута договоренность о создании правительственно-церковной комиссии. Комиссия разработала правила выборов участников соборов ПАПЦ и программу дальнейшей работы, но в последующие 5 лет ее работа ограничивалась рассмотрением вопросов по духовному образованию и жизни приходов и духовенства.

Работу ПАПЦ осложняло и разделение верующих по национальному признаку, что прежде всего выражалось в требовании украинизации, в меньшей степени - белорусизации и полонизации Православной Церкви. Еще осенью 1921 г. на епархиальном съезде в Почаевской лавре прозвучал призыв заменить церковнослав. язык богослужения на украинский. В 1924 г. Синод разрешил использовать ряду общин утвержденные им украинский, белорусский, польский и чешский переводы нек-рых богослужебных последований. Польск. власти поддерживали украинизацию, полагая, что она приведет к денационализации рус. правосл. населения, но главной их целью было насаждение «польского Православия».

На 1 апр. 1930 г. в ПАПЦ действовали 1520 приходов, из них 1307 штатных, трудились 1780 священнослужителей, в т. ч. 180 монашествующих. Общее число верующих составляло 3,6 млн чел., большинство из них проживало в Волынской епархии - 1,3 млн чел., 950 тыс. чел.- в Полесской епархии, 640 тыс. чел.- в Гродно, 470 тыс. чел.- в Вильно и 270 тыс. чел.- в Варшаве. А в 1931 г. в стране насчитывалось 3,8 млн православных (11,8% от общего числа населения: православные составляли 77,4% в Полесском воеводстве, 69,8% - на Волыни, 51,3% - в Новогрудке, 25,4% - в Вильно, 18,5% - в Белостоке, 8,5% - в Люблине). 3,3 млн жителей составляли греко-католики (10,5%). В 1937 г. на Волыни началась принудительная передача местных правосл. общин в ведение Римско-католич. Церкви с целью полонизировать местное население. В 1937-1939 гг. насильственными методами ок. 10 тыс. чел. были возвращены в Римско-католич. Церковь (проведена т. н. неоуния). С сер. мая до сер. июля 1938 г. согласно программе ревиндикации и полонизации населения, при содействии армии и полиции и с привлечением рабочих бригад и даже заключенных были отняты или взорваны мн. правосл. храмы - напр., в Люблинском воеводстве 127 храмов и часовен были разрушены.

18 нояб. 1938 г. президент Мосцицкий подписал декрет, регулирующий отношения Польского гос-ва с ПАПЦ и получивший одобрение Синода, несмотря на то что ставил Церковь почти в полное подчинение гос-ву. Хотя декрет провозглашал выборный характер церковной власти, он предписывал согласовывать в гос. органах кандидатов на церковные должности всех уровней - от митрополита Варшавского до псаломщика любого прихода (особо оговаривалось, что церковные должности не имеют права занимать граждане др. стран). В священный сан могли быть рукоположены только выпускники отд-ния богословия Варшавского ун-та и Православного богословского лицея. На богослужениях следовало возносить молитвы о гос-ве и президенте. Офиц. языком ПАПЦ объявлялся польский. На положение Православия в Польше влиял и Ватикан, стремившийся обратить православных поляков в унию с помощью миссии монашеских орденов. Несмотря на административное, материальное и психологическое давление, православные смогли противостоять навязыванию им унии.

В межвоенный период в Польше наблюдался расцвет монашества. В 1936 г. в 14 муж. мон-рях подвизался 231 монах. Самыми многочисленными муж. обителями были Почаевская лавра и Иоанна Милостивого святителя Загаецкий мужской монастырь (ок. 50 насельников), остальные насчитывали от 10 до 25 насельников. Почаевская лавра была главным духовным центром: в ней действовали типография, различные мастерские, 7-классная школа, детский дом, почта, банк. Треть доходов, получаемых от продажи товаров и электроэнергии, аренды и пожертвований, лавра передавала митрополиту, остальные средства шли на содержание монахов, Синода, семинарии в Кременце, благотворительных, образовательных и культурных учреждений. 288 монахинь проживали в 5 мон-рях - Гродненском в честь Рождества Пресвятой Богородицы женском монастыре, Вильнюсском во имя равноапостольной Марии Магдалины женском монастыре, Корецком во имя Святой Троицы женском монастыре, Святогорском Зимненском в честь Успения Пресвятой Богородицы женском монастыре и во имя свт. Николая Чудотворца в с. Обыч (ныне в Тернопольской обл., Украина).

Из духовных учебных заведений в этот период действовали семинарии в Вильно (возобновлена в 1919), Кременце (1921), школа для детей духовенства в Почаевской лавре, регентские школы в Яблочинском мон-ре и в Кременце. В 1925 г. митр. Дионисий открыл правосл. богословское отд-ние (студиум) в Варшавском ун-те, деятельность отд-ния способствовала повышению общего уровня образования духовенства. Кроме митр. Дионисия на отд-нии преподавали архим. сщмч. Григорий (Перадзе), архим. Иларион Басдекас, Иван Огиенко (см. Иларион (Огиенко)), В. А. Беднов, Н. С. Арсеньев, М. В. Зызыкин, А. И. Лотоцкий и мн. др., большинство из к-рых являлись выпускниками российских духовных школ. В межвоенный период раз в 2 недели выходил «Вестник православной митрополии в Польше» - офиц. печатный орган Синода ПАПЦ.

На 1 янв. 1939 г. православные составляли 2-ю по численности конфессию в Польше (ок. 4195 тыс.). В Волынской области проживали 1 196 200 верующих, в Варшавской - 821,2 тыс., в Виленской - 544,6 тыс., в Гродненской - 660,4 тыс., в Полесской - 972,6 тыс. Росту числа верующих способствовал и переход в Православие лемков в Подкарпатье, украинцев в Малопольше и части греко-униатов.

В 1939 г., после начала второй мировой войны, Виленская, Волынская, Гродненская и Полесская епархии, оказавшиеся на советской территории, были переданы в юрисдикцию Московской Патриархии (почти 4 млн верующих, ок. 1,5 тыс. приходов). Территория Варшавско-Хелмской епархии (ок. 300 тыс. верующих, 98 приходов) была разделена между Третьим рейхом и Генерал-губернаторством. Из 10 архиереев ПАПЦ на оккупированной Германией территории остались митр. Дионисий и еп. Люблинский Тимофей (Шреттер). Последний был отстранен от дел и поселился в Яблочинском мон-ре. В начале войны митр. Дионисий призвал православных к «жертвенным подвигам и трудам Отечеству на пользу», поэтому в окт. 1939 г. он был помещен оккупантами под домашний арест и был вынужден передать свои полномочия митр. Берлинскому и Германскому Серафиму (Ляде). Митр. Серафим отменил новый календарный стиль, восстановил ряд храмов и мон-рь в с. Турковице, позволил священникам сохранять традиц. внешний вид. Но после встречи с ген.-губернатором Г. М. Франком 23 сент. 1940 г. митр. Дионисий вернулся к управлению ПАПЦ. Генерал-губернатор планировал поставить митрополита главой Православной Церкви на завоеванных Германией территориях СССР, поэтому владыка в синодальной типографии даже напечатал бланки с титулом «Смиренный Дионисий, Патриарх Московский и всея Руси», к-рые позднее были уничтожены (Шкаровский М. В. Нацистская Германия и Православная Церковь. М., 2002. С. 136-137). 30 сент. 1940 г. на оккупированных немцами польск. землях были сформированы 3 епархии - Варшавско-Радомская, Хелмско-Подляская и Краковско-Лемковская, в последнюю в 1941 г. вошла обл. Галиция (см. Краковская, Лемковская и Львовская епархия ). В этот период митр. Дионисий активно поддерживал украинизацию, он разрешил проводить богослужения в кафедральном соборе Марии Магдалины на укр. языке, а сторонникам церковнослав. языка отдал нижнюю ц. в честь Страстей Господних. После нападения Германии на СССР и оккупации Украины он благословил возрождение автокефальной Украинской Церкви и назначил еп. Луцкого Поликарпа (Сикорского; см.: Сикорский П. Д.) администратором на Украине с возведением в сан архиепископа. В апр. 1944 г. митр. Дионисий был избран патриархом всея Украины. В последних числах июля того же года из-за наступления советской армии митр. Дионисий покинул Варшаву, передав управление ПАПЦ протопресв. Иоанну (Коваленко). Через неск. дней все правосл. епископы были эвакуированы в Словакию, кроме еп. Тимофея (Шреттера), к-рый 22 июля прибыл в Люблин и встретил там советские войска. Вскоре, как единственный правосл. епископ, находившийся на территории освобожденной Польши, он принял временное управление ПАПЦ и в авг. передал экзарху Украины митр. Киевскому Иоанну (Соколову) прошение о принятии его в юрисдикцию Московской Патриархии.

Провозглашение автокефалии ПАПЦ Московской Патриархией

По результатам второй мировой войны границы Польши и состав населения существенно изменились. Ок. 3,9 млн правосл. верующих оказались на территории СССР. В послевоенные годы по соглашению между польскими и советскими властями ок. 47 тыс. белорусов и ок. 482 тыс. украинцев были вынуждены покинуть Польшу. Число храмов сократилось с 1947 до 223, приходов - с 1979 до 169, церковных кладбищ - с 1965 до 234, размер земельных владений - до 3000 га, количество священников - с 1725 до 190, диаконов - с 206 до 25, псаломщиков - с 1593 до 169. Из всех обителей продолжал действовать только Яблочинский мон-рь. Все духовные учебные заведения в военное время прекратили свою деятельность.

Весной 1945 г. еп. Тимофей переехал в Варшаву и посетил советское посольство, где выразил желание установить связь с патриархом Московским Алексием I (Симанским) «с целью ликвидации автокефалии Польской Православной Церкви и присоединения ее к Русской Православной Церкви» (Власть и Церковь в Вост. Европе, 1944-1953. Т. 1. С. 146). В связи с этим началась подготовка встречи еп. Тимофея с Московским патриархом, к-рую планировали провести 20 мая 1945 г. Но после капитуляции Германии в Польшу вернулся митр. Дионисий, к-рый был признан властями предстоятелем ПАПЦ. Поэтому вопрос о ее воссоединении с РПЦ был отложен.

Деятельность Церкви по-прежнему регулировалась положениями Декрета от 1938 г. В 1946 г. в ее составе были сформированы 3 епархии: Варшавская, Белостокская и Возвращенных земель, в к-рую вошли сев. и зап. территории, присоединенные к Польше после войны; в 1948 г. вместо этих епархий были образованы Варшавская, Белостокско-Гданьская и Лодзинско-Вроцлавская. Вскоре власти Польши стали обвинять митр. Дионисия в сотрудничестве с оккупационными властями и в нач. 1948 г. предложили ему уйти на покой. После его отказа против митрополита началось следствие, а сам он в февр. того же года был помещен под домашний арест. Совет министров Правительства Польши 6 апр. 1948 г. официально отстранил митр. Дионисия от руководства ПАПЦ, выслав его в Яблочинский мон-рь, и для управления Церковью создал Временный совет в составе 7 чел. во главе с архиеп. Тимофеем (Шреттером). Вопрос о предстоятеле ПАПЦ оставался открытым, поскольку польск. власти считали кандидатуру архиеп. Тимофея политически ненадежной.

29 янв. 1946 г. патриарх Алексий I упомянул о неканоническом провозглашении автокефалии Польской Церкви, но в послании весной того же года митр. Дионисий просил РПЦ дать благословение «дщери, а ныне младшей и юной сестре своей» (Волокитина, Мурашко, Носкова. 2008. С. 294). После отстранения митр. Дионисия в июне 1948 г. в Москву прибыла польск. церковная делегация во главе с архиеп. Тимофеем с посланием, в к-ром автокефалия, провозглашенная К-польским патриархом в 1924 г., признавалась неканонической и содержалась просьба о даровании этого статуса Польской Православной Церкви Синодом РПЦ. 22 июня 1948 г. Синод РПЦ удовлетворил это прошение (Акт о воссоединении Польской Православной Церкви с РПЦ и даровании ей автокефалии // ЖМП. 1950. № 8. С. 44-45). На Всеправославном совещании в Москве в июле 1948 г. польская делегация представляла Церковь, равную др. Церквам-участницам.

22 авг. 1948 г. митр. Дионисий обратился к патриарху Московскому Алексию с «искренним покаянием во всех содеянных по отношению к Матери-Церкви прегрешениях», признав каноническую неполноту автокефалии Польской Церкви, дарованной К-польским патриархом, и с просьбой принять его в общение с РПЦ. В ответ на это обращение Синод РПЦ 9 нояб. принял постановление № 22 о возобновлении общения с митр. Дионисием с сохранением за ним сана митрополита, но без титула «Блаженнейший», к-рый тот носил с 1927 г. Однако владыка после освобождения из-под домашнего ареста заявил о восстановлении всех своих полномочий по управлению ПАПЦ. Также он выразил несогласие со снятием с него титула «Блаженнейший». В разъяснении по этому поводу, направленном 13 дек., патриарх Алексий подтвердил решение о восстановлении общения с митр. Дионисием и подчеркнул, что отныне РПЦ «не вмешивается в дела братской автокефальной Церкви Польской и предоставляет ей самостоятельное устройство... как и свободное избрание главы» (Волокитина, Мурашко, Носкова. 2008. С. 302). После обращения митр. Дионисия К-польский патриарх Афинагор I (Спиру) подтвердил его права как предстоятеля ПАПЦ, а решение о даровании автокефалии Московской Патриархией объявил неканоническим.

Для поставления законного предстоятеля Церкви 19 апр. 1951 г. Архиерейский Собор обратился к патриарху Московскому Алексию с просьбой о «предоставлении канонического разрешения лицу, состоящему в духовном сане, достойному занятия митрополичьей кафедры и поста Первого епископа и Главы Церкви, на переход в юрисдикцию Польской Автокефальной Церкви,- лицу, в мере возможности, хорошо знакомому с своеобразным укладом церковно-религиозной жизни в Польше» (ЖМП. 1951. № 7. С. 4). Таким кандидатом стал архиеп. Львовский и Тернопольский Макарий (Оксиюк), к-рый 15 июня того же года получил благословение Синода РПЦ, 6 июля был принят в юрисдикцию ПАПЦ и на следующий день стал ее предстоятелем с титулом «митрополит Варшавский и всея Польши». 1 окт. 1951 г. К-польский патриарх заявил об отказе признать митр. Макария главой ПАПЦ, продолжая считать таковым митр. Дионисия.

При участии властей митр. Макарий провел в Церкви ряд реформ. Варшавскую духовную консисторию 5 сент. 1951 г. он преобразовал в митрополичью канцелярию. Учитывая переселение верующих, Лодзинско-Вроцлавская епархия была разделена на 2 епархии - Вроцлавско-Щецинскую и Лодзинско-Познанскую. Архиереям, ранее в основном проживавшим в Варшаве, отныне предписывалось проживать непосредственно в епархиях, однако их компетенции были значительно ограничены. 1 сент. 1951 г. правосл. лицей с 3-летним обучением в Варшаве был преобразован в Духовную семинарию с 4-летним обучением (см. Варшавская православная духовная семинария). В 1954 г. в Варшаве возобновилось ежемесячное издание «Церковного вестника» (Cerkownyj Wiestnik).

После ухода на покой по состоянию здоровья митр. Макария (8 дек. 1959) временно управляющим ПАПЦ вновь стал архиеп. Тимофей, а после смерти Варшавского митрополита (2 марта 1961) он возглавил Церковь. Однако его избрание вызвало протесты, поскольку оно состоялось по решению Архиерейского Собора, а не специально созванного избирательного Собора, как предписывал Устав Церкви. Дискуссии вокруг его избрания продолжались до самой его кончины (20 мая 1962). В этот период из школьной программы были исключены религ. предметы, поэтому в 1961 г. при приходах ПАПЦ началось открытие воскресных школ.

Три года роль местоблюстителя выполнял архиеп. Лодзинско-Познанский Георгий (Коренистов), который из-за своих антикоммунистических взглядов не получил поддержки властей для назначения на Варшавскую кафедру. Избрание нового предстоятеля затянулось и в силу того обстоятельства, что для него требовалось участие как минимум 4 иерархов, в то время как в ПАПЦ насчитывалось всего 3 епископа: помимо архиеп. Георгия это были архиепископы Вроцлавско-Щецинский Василий (Дорошкевич) и Белостокско-Гданьский Стефан (Рудык). Власти Польши не позволяли восполнить правосл. епископат. В февр. 1965 г. состоялась хиротония еп. Люблинского Никанора (Неслуховского; впосл. архиепископ Белостокский и Гданьский; † 1985), а 26 мая того же года митрополитом Варшавским и всея Польши стал Стефан. После его смерти в 1969 г. местоблюстителем вновь был назначен архиеп. Георгий.

С важными изменениями в ПАПЦ связано управление ею митр. Василием (Дорошкевичем), длившееся с 1970 по 1998 г. Его усилиями были утверждены внутренний и приходский уставы, в 1970 г. обучение в Варшавской ДС (36 учащихся) было продлено до 6 лет, ее выпускники получили возможность продолжить обучение в светских учебных заведениях, открылась семинария в Яблочинском мон-ре (30 учащихся), в подготовке духовенства возросла роль правосл. сектора в Христианской теологической академии в Варшаве (47 правосл. студентов), в 1971 г. начался выпуск «Ведомостей Польской автокефальной Православной Церкви» (Wiadomości Polskiego Autokefalicznego Kościoła Prawosławnego). В 1980 г. число прихожан ПАПЦ оценивалось приблизительно в 480 850 чел., в ее состав входили 4 епархии: Варшавско-Бельская (9 деканатов), Белостокско-Гданьская (5 деканатов), Вроцлавско-Щецинская (4 деканата) и Лодзинско-Познанская (3 деканата); на 233 приходах (79 из них - в Белостокской обл.) служили 295 священнослужителей, в Яблочинском мон-ре подвизались 11 монахов и 8 послушников, в обители на Грабарке - 15 монахинь и 3 послушницы.

Социально-политические перемены, произошедшие в стране после 1981 г., повлияли на улучшение положения ПАПЦ, среди верующих увеличилось число молодежи и представителей интеллигенции. В 1983 г. была восстановлена Пшемысльская епархия, в 1989 г.- Люблинско-Хелмская епархия. 90-е гг. ХХ в. отмечены открытием и строительством многочисленных храмов во всех епархиях. В Белостокско-Гданьской епархии за время правления еп. Саввы (Грыцуняка) число приходов возросло с 45 до 57, в самом Белостоке число храмов с 4 в 1980 г. возросло до 11 в 2000 г. В этот период была восстановлена взорванная немцами ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы в Супрасльском мон-ре, в 1984 г. был возобновлен сам мон-рь, настоятелем которого стал архим. Мирон (Ходаковский; впосл. архиепископ Хайнувский; † 10 апр. 2010). В Варшавской епархии важным событием стало возведение собора в Хайнувке, где с 1981 г. проходит Международный фестиваль правосл. церковной музыки.

В 1988 г. в ПАПЦ торжественно отметили 1000-летие Крещения Руси, в честь этого юбилея во мн. приходах установили памятные кресты. В том же году Архиерейский Собор принял в юрисдикцию ПАПЦ Аквилейскую епархию в Италии во главе с еп. Бруно (Веттораццо), после смерти к-рого в 1995 г. епархия была упразднена.

Общественно-политические реформы в Польше в 1989 г. позволили урегулировать правовое положение ПАПЦ, в к-рой на тот момент насчитывалось 250 приходов и 255 священнослужителей, а число верующих оценивалось примерно в 600 тыс. чел. Закон от 17 мая 1989 г. о гарантиях свободы совести и религии значительно расширил сферы деятельности ПАПЦ. Закон об отношении гос-ва к ПАПЦ, принятый сеймом 4 июля 1991 г., регулировал вопросы общественного богослужения, катехизации и духовного образования, военного духовенства и военной службы священнослужителей, пастырского служения, структуры и компетенций церковных орг-ций, благотворительности и опекунства, строительства храмов и содержания кладбищ, церковных СМИ и др. Церковь получила право на возвращение ранее отобранного земельного имущества в случае, если имела подтверждающие ее права документы. Однако при реализации этого закона возникли разнообразные препятствия со стороны как властей, так и др. конфессий, прежде всего относительно церковного имущества. Широкий резонанс в прессе получили имущественные конфликты вокруг Супрасльского мон-ря и неск. кладбищ, поджоги правосл. храмов (напр., ц. в честь Преображения Господня на Грабарке в июле 1990). Открывались организации социального характера: дом социальной защиты св. Стефана в Цеплице (1990), филиалы центра милосердия «Елеос», братства правосл. молодежи. В янв. 1994 г. был восстановлен ординариат Войска Польского. Важными событиями стали перенесение в 1992 г. мощей мч. Гавриила из Гродно в Белосток и канонизация в 1994 г. сщмч. Горлицкого Максима (Сандовича), убитого австрийцами в 1914 г.

В авг. 1990 г. в состав ПАПЦ в статусе автономной митрополии была принята т. н. Православная Церковь Португалии, также имевшая приходы в Испании и Бразилии, к-рую возглавлял митр. Лиссабонский Гавриил (Пинту да Роша). В 2000 г. численность верующих митрополии оценивалась в 60 тыс. чел., в ней действовали 127 приходов и 7 мон-рей. С 2001 г. митр. Лиссабонский Иоанн (Рибейру) с большинством иерархов и священнослужителей (за исключением 2 епископов в Бразилии и неск. приходов в Европе) вышел из юрисдикции ПАПЦ и самочинно провозгласил создание Кафолической православной церкви Португалии.

По решению Синода ПАПЦ 7 и 8 июня 2003 г. в Хелме состоялась канонизация жертв польско-укр. противостояния 40-х гг. ХХ в.- мон. Игнатия (Базилюка) из Яблочинского мон-ря, свящ. Павла Швайко с супругой Иоанной, Сергия Захарчука, Николая Голоца, Льва Коробчука, Петра Огризенко, Василия Мартыша и псаломщика Николая Боровика.

15 марта 2014 г. Архиерейский Собор отменил решение 1924 г. о введении нового (григорианского) стиля, с уточнением, что в приходах, «где есть подлинная нужда, может использоваться новый стиль» по благословению местного епископа.

В нояб. 2018 г. Архиерейский Собор ПАПЦ запретил священнослужителям вступать в литургические и молитвенные контакты с представителями неканонической Украинской автокефальной православной церкви.

Лит.: Алексий (Громадский), еп. О каноничности «Положения о внутреннем устройстве Православной Церкви в Польше» // Воскресное чтение. Варшава, 1927. № 7, 13 февр. С. 90-115; он же. К истории Православной Церкви в Польше за десятилетие пребывания во главе ее блаж. митр. Дионисия, 1923-1933. Варшава, 1937; Николаев K. Правовое положение Святой Автокефальной Правосл. Церкви в Польше. Варшава, 1927; Langrod S. J. O autokefalji prawosławnej w Polsce: Studjum z zakresu polskiej polityki administracji wyznaniowej. Warsz., 1931; Zyzykin M. Autokefalia i zasady jej zastosowania. Warsz., 1931; Łotocki A. Autokefalja: Zasady Autokefalji. Warsz., 1932; Woliński J. Polska i Kościół prawosławny: Zarys historyczny. Lwów, 1936; Kosonocki W. Liczba i rozmieszczenie ludności prawosławnej w Polsce // Wiadomości Metropolii Prawosławnej w Polsce. Warsz., 1939. N 3(11). S. 6-7; Świątkowski H. Stan prawny Polskiego Autokefalicznego Kościóła Prawosławnego // Głos Sądownictwa. Warsz., 1939. R. 11. N 7/8. S. 599-605; Ведерников А. Внутреннее дело Польской Православной Церкви // ЖМП. 1950. № 8. С. 40-51; Свитич А. Православная Церковь в Польше и ее автокефалия. Буэнос-Айрес, 1959. (То же // Православная Церковь на Украине и в Польше в XX столетии, 1917-1950 гг.: Сб. М., 1997. С. 87-293); Wyczawski H. E. Ruch neounijny w Polsce w latach 1923-1939 // Studia Theologica Varsoviensia. Warsz., 1970. T. 8. N 1. S. 409-420; Купранец О. Ф. Православна Церква в мiжвоєннiй Польщi, 1918-1939. Рим, 1974. (Analecta OSBM. Ser. 2. Sect. 1; Vol. 31); Wyszomirski T. Kościół prawosławny w Polsce w latach 1918-1939 // Novum. Warsz., 1980. R. 22. N 3. S. 103-112; Kiryłowicz S. Z dziejow prawosławia w II Rzeczypospolitej Polskiej. Warsz., 1985; Odziemkowski J., Spychała B. Duszpasterstwo wojskowe w Drugiej Rzeczypospolitej. Warsz., 1987; Papierzyńska-Turek M. Między tradycją a rzeczywistością: Państwo wobec prawosławia, 1918-1939. Warsz., 1989; Lenczewski M. Studium Teologii Prawosławnej na Uniwersytecie Warszawskim w latach 1925-1939. Warsz., 1992; Urban K. Kościół prawosławny w Polsce, 1945-1970. Kraków, 1996; Цыпин В., прот. Православная Церковь в Польше между Первой и Второй мировыми войнами // ЕжБК. 1997. С. 144-163; Matwiejuk J. Status prawny Polskiego Autokefalicznego Kościoła Prawosławnego // ΕΛΠΙΣ. Białystok, 1999. R. 1. N 1. S. 257-276; Sawicki D. Najnowsza historia Polskiego Autokefalicznego Kościóła Prawosławnego // Ibid. S. 243-256; idem. Działalność charytatywna-młodzieżowa Polskiego Autokefalicznego Kościoła Prawosławnego w latach 1945-2007 // Ibid. 2007. R. 9. N 15/16. S. 141-168; idem. Problemy Kościóła Prawosławnego w Polsce w okresie międzywojennym // Rocznik Teologiczny. Warsz., 2014. N 2. S. 75-105; Waszkiewicz Z. Duszpasterstwo w siłach zbrojnych Drugiej Rzeczypospolitej (1918-1939). Toruń, 2000; Энеева Н. Т. К истории образования автокефалии Православной Церкви в Польше (1918-1922) // Зарубежная Россия, 1917-1945: Сб. ст. СПб., 2004. Кн. 3. С. 135-142; она же. Положение РПЦ в новообразованных гос-вах, отделившихся от России в 1918-1922 гг. // Проблемы истории Русского зарубежья: Мат-лы и исслед. М., 2008. Вып. 2. С. 47-107; Mironowicz A. Kościół prawosławny na terenach Generalnego Gubernatorstwa, Białorusi i Ukrainie w latach 1939-1944 // Pokazanie Cerkwi prawdziwej: Studia nad dziejami i kulturą Kościół a prawosławnego w Rzeczypospolitej. Białystok, 2004. S. 172-199; idem. Kościół prawosławny na ziemiach polskich w XIX i XX w. Białystok, 2005; idem. Kościół prawosławny w Polsce. Białystok, 2006; idem (Миронович A.). Неоуния в Польше в межвоенный период // Вестн. Екатеринбургской ДС. Екат., 2013. Вып. 2(6). С. 64-72; idem. The Destruction and Transfer of Orthodox Church Property in Poland, 1919-1939 // Polish Political Science Yearbook. Toruń, 2014. Vol. 43. P. 405-420; он же. Ревиндикация православных церквей в II Речи Посполитой // Православие в Балтии. Рига, 2016. № 4(13). С. 49-67; idem. Cerkiew prawosławna w II Rzeczypospolitej. Białystok, 2018; Derdej P. Status prawny Polskiego Autokefalicznego Kościóła Prawosławnego w III Rzeczypospolitej. Warsz.; Białystok, 2005; Pawluczuk U. Życie monastyczne w II Rzeczypospolitej. Białystok, 2007; Волокитина Т. В., Мурашко Г. П., Носкова А. Ф. Москва и Вост. Европа: Власть и Церковь в период обществ. трансформаций 40-50-х гг. ХХ в. М., 2008; Бурега В. В. Вторая мировая война и судьбы Православия в Польше // Релiгiя в Украïнi: Огляд публiкацiй. К., 2009. Вип. 1. С. 115-119; Власть и Церковь в Вост. Европе, 1944-1953: Док-ты рос. архивов. М., 2009. 2 т.; Кострюков А. А. Русская Зарубежная Церковь и автокефалия Польской Церкви // Вестн. ПСТГУ. Сер. 2: История. История РПЦ. М., 2010. Вып. 4(37). С. 17-27; Государство и Церковь в XX в.: Эволюция взаимоотношений, полит. и социокультурный аспекты: Сб. ст. М., 2011; Dubec R. Z dziejów parafii prawosławnych na Łemkowszczyźnie w okresie międzywojennym. Gorlice, 2011; Государство и церковь в СССР и странах Вост. Европы в период полит. кризисов 2-й пол. XX в.: Сб. ст. М., 2014; Слесарев А. В. Противодействие архим. Тихона (Шарапова) введению нового стиля и провозглашению автокефалии Православной Церкви в Польше (1922-1924) // Χρονος: Церк.-ист. альм. Мн., 2015. № 2. С. 132-184; Borkowski A. Między Konstantynopolem a Moskwą: Źródła greckie do autokefalii Kościóła prawosławnego w Rzeczypospolitej (1919-1927). Białystok, 2015; Вишиванюк А. Вопрос об автокефалии Польской Православной Церкви в контексте холодной войны // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. М., 2017. № 1(35). С. 81-97; Чибисова А. А. Автокефалия «под ключ»: Нек-рые факты из истории Польской Церкви 1924 г. // Вестн. ПСТГУ. Сер. 2: История. История РПЦ. 2018. Вып. 81. С. 64-80; Dudra S. Polski Autokefaliczny Kościół Prawosławny w obszarze polityki wyznaniowej oraz polityki narodowościowej Polski Ludowej i III Rzeczypospolitej. Warsz., 2019.
А. В. Миронович
Рубрики
Ключевые слова
См.также